кнопка поиска

Яндекс.МетрикаКрамола - крамольные взгляды на историю, мироздание, науку. Народное интернет радио Славянский МИР

2-е издание книги Буквица живого Великорусского...
Издательство «Родович» запускает в печать 2-е издание книги Буквица живого Великорусского образного языка. Можно с уверенностью утверждать, что русский язык к настоящему времени пришёл в упадок и... Читать далее
2-е издание художественных альбомов Всеволода...
По многочисленным просьбам наших читателей и поклонников творчества русского художника-славяниста Всеволода Борисовича Иванова. Издательство «Родович» запускает в печать 2-е издание художественных... Читать далее
РОК ВОЗОМНИВШИХ СЕБЯ БОГАМИ
Совсем недавно мы все были свидетелями раскрытия некой тайной силы, которая в обычное время обывателю не видна, скрытая за пеленой повседневных событий. Но события в Kрыму заставили эту силу... Читать далее
Буквица
Это методическое пособие было разработано на основе разъяснений, данных Главой Церкви Староверов о. Александром в ходе преподавания в Духовном Асгардском Училище. Данное пособие является приложением... Читать далее
Быстьтворь
В данной книге автор рассматривает проблемы отечественного и мирового прошлого с позиций наших Предков. Прошлое народов, населяющих Землю, неоднократно становилось предметом споров и разногласий. В... Читать далее
prev
next
Суббота, 16 Май 2015 17:20

Народная одежда: русский сарафан

Оцените материал
(2 голосов)

Старейшее письменное свидетельство о русском сарафане датируется 1376 годом, и, что самое интересное, под упомянутым названием документ описывает предмет, как ни странно, мужского гардероба. Сарафаном называлась длинная распашная мужская рубаха и вплоть до XVII века и летописи, и официальные документы, и народные песни того периода используют это слово только в данном ракурсе.

Лишь в более поздних источниках сарафан, наконец, становится частью женского костюма, являющей собой горничную, другими словами, одеваемую в горнице, одежду, как с рукавами, так и без них. Вероятнее всего, подобный элемент гардероба существовал и ранее, но имел иное название, а с XVII столетия стал уже называться сарафаном.

В представлении же наших современниц, сарафан — это, скорее, собирательный образ народной женской одежды на лямках. Будучи родом из центральных частей России, сарафан следом за переселенцами отправляется и в Сибирь, и на Кавказ, все более укрепляясь в своих позициях. Наиболее древним вариантом русского сарафана считается глухой прямой и косоклинный сарафан. Первые образцы даже больше напоминают длинные рубахи, сшитые изо льна или шерсти традиционных цветов – белого, красного или черного. Гораздо шире известен круглый сарафан, обретший популярность к началу прошлого века. На его пошив шли яркие покупные ткани, а простоту кроя разнообразили всевозможными ленточками, кружевами и бахромой. И самым юным среди сарфанов называют сарафан на лифе.

На украшение сарафана хозяева не скупились, да и сами полотнища, скажем, косоклинного сарафана подчас по нижнему краю достигали восьми метров. Спереди же полотнища застегивались на ажурные пуговички с петельками из шелкового шнурка, а иногда сарафан оторачивали мехом. Конечно, такая одежда была чуть ли не семейной реликвией и передавалась из поколения в поколение. Позже сарафаны сохранили свою популярность в среде мещан, купцов и состоятельных ремесленников да крестьян. Хотя, и дворянка порой могла явиться на бал в сарафане, пусть и несколько стилизованном под европейское платье. По традиции, сарафан одевался на две рубахи и нижние юбки, что создавало особую пышность форм. Поверх одевали душегрейку или шугай, а на голову надевались расшитые кокошники, кички или венцы в зависимости от статуса женщины. И завершали образ русской красавицы тонкие шали и богатые украшения.

Прочитано 1066 раз