Как известно, настоящая музыка не только очищает, облагораживает, но и обличает зло. Так, добрые люди гусляры несли через вибрации струн на Руси начала славянского архетипа доброты и любви, что никак не входило в планы насаждаемой Византией "огнем и мечем" искусственной идеологии оправдания зла под штампом иудео-христианства.
Песни, которые исполнялись гуслярами, или, правильнее сказать, гуслистами - песни о тяжелой судьбе русского народа, о русской доле. За это церковные власти устраивали гонения на гусляров. Долгое время гусли были под запретом как церковников, так и государственных властей, которые боялись, что своими песнями исполнители будут подстрекать народ к бунту против крепостного права и византийской инквизиции на Руси.
Возможно, именно это явилось одной из причин, почему Алексей Михайлович Романов (получивший кличку ‘Тишайший’) безжалостно расправился со скоморохами и гуслярами – миннезингерами Святой Руси. Уничтожил и людей, и инструменты, и на Руси стало на долгое время ‘тихо’…
В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, гусляры все же остались непобежденными, коль скоро даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерватории в Псковской, Новгородской и Кировской областях.