кнопка поиска

Яндекс.МетрикаКрамола - крамольные взгляды на историю, мироздание, науку. Народное интернет радио Славянский МИР

2-е издание книги Буквица живого Великорусского...
Издательство «Родович» запускает в печать 2-е издание книги Буквица живого Великорусского образного языка. Можно с уверенностью утверждать, что русский язык к настоящему времени пришёл в упадок и... Читать далее
2-е издание художественных альбомов Всеволода...
По многочисленным просьбам наших читателей и поклонников творчества русского художника-славяниста Всеволода Борисовича Иванова. Издательство «Родович» запускает в печать 2-е издание художественных... Читать далее
РОК ВОЗОМНИВШИХ СЕБЯ БОГАМИ
Совсем недавно мы все были свидетелями раскрытия некой тайной силы, которая в обычное время обывателю не видна, скрытая за пеленой повседневных событий. Но события в Kрыму заставили эту силу... Читать далее
Буквица
Это методическое пособие было разработано на основе разъяснений, данных Главой Церкви Староверов о. Александром в ходе преподавания в Духовном Асгардском Училище. Данное пособие является приложением... Читать далее
Быстьтворь
В данной книге автор рассматривает проблемы отечественного и мирового прошлого с позиций наших Предков. Прошлое народов, населяющих Землю, неоднократно становилось предметом споров и разногласий. В... Читать далее
prev
next
Вторник, 23 Декабрь 2014 00:00

Угощенье на Коляду.

Оцените материал
(2 голосов)

Чем же «застилать столы»? Вот простой рецепт колядки или калитки (преснушки).

Замешиваем тесто из двух стаканов ржаной муки или из смеси ржаной и пшеничной в соотношении 1:1, стакана воды и щепотки соли. Тесто получается легкое, податливое. Замешенное тесто должно «отдохнуть» 20 - 30 минут, прикрытое салфеткой, чтобы не обветрилось. Затем его раскатываем в жгут, нарезаем на равные кусочки, закатываем шарики. Из них с помощью скалки раскатываем круглые или овальные лепешки, кладем на них начинки, красиво защипываем края, придавая разную форму: круглую, овальную, трех-, четырех-, пяти-, шести-, семиугольную. Выпекаем в духовке при температуре 180 - 200°С. Начинка может быть из ягод (на стакан - 2 столовые ложки сахара и чайная ложка крахмала), из моркови, припущенной в растительном масле с сахаром, солью и соком лимона, из грибов, обжаренных на растительном масле с луком, из пшенной, пшеничной, перловой или гречневой каши.

Колядовщики требуют угощения. И в зависимости от щедрости хозяев раздают пожелания благополучия во всех областях жизни – богатого урожая, приплода скота, достатка, здоровья. 

Николаев-он двор, он не мал, не велик: 
На семи верстах, на восьми столбах. 
На восьми столбах, на высоких кораблях. 
Столбы точеные, позолоченные. 
А вокруг его двора железный тын. 
На каждой тычинке по земчужинке. 
Посреди его двора три терёмы стоят. 
В первом терему — красно солнышко, 
А в другом терему — месяц-батюшко, 
А в третьем терему — часты звездочки. 
Светел месяц — то хозяин во дому, 
Красно солнышко — то хозяюшка его, 
Часты звездочки — малы детушки.
Не дари ты нас, хозяин, не рублем и не полтиной! 
А если дашь пирога — полон двор живота! 
Тебе триста коров, полтораста быков! 
На реку они идут — все помыкивают, 
А с реки они идут — все поигрывают.

Если хозяева скупы и гонят колядовщиков, пожелания таким хозяевам могут быть обратными. Например, такими:

У скупого мужика Рожь хороша: 
Колоском пуста, Соломкой густа. —
или:
Не подашь пирога,
Так и нет живота.
Хоть и есть, так не в честь:
Пусть дегтем же доят,
И смолою вам цедят!
Не дашь пирога — 
Мы корову за рога. 
Не дашь кишку — 
Мы свинью за виску. 
Не дашь блинка — 
Мы хозяину пинка. 
или:
Если подашь конька, 
Так родишь сынка. 
Не подашь конька — 
Родишь девицу, 
Ни ткать, ни прясть, 
Не будет знать, 
Метлой играть, 
Кочергой подцеплять, 
Тебе вёдры разбивать. 

Под «коньком» в этих стихах имеется ввиду специальное обрядовое печенье, которое печётся на Коляду в виде фигурок животных – коней, коров, овец, птиц. Это печенье раздаётся колядовщикам, съедается хозяевами и их детьми, а также скармливается скотине – для приплода. Коровам по одному печенью, поскольку больше одного телёнка корова за раз не родит, овцам – по несколько печений, - каков желаемый приплод. 

Обойдя все дома, колядовщики собираются в одной из изб и делят собранное между собой, и Коляда как праздник переходит в вечеринку-посиделки. 

В некоторых местностях было поверье, что Коляду в дом приглашать нельзя, потому колядовщиков там в дом не звали и само угощение подавали через окно. Колядовщики при этом воспринимались как «чужие», навь, как представители душ предков. В других местностях колядовщиков приглашали в дом и могли даже посадить за стол с хозяевами и угостить в доме.

Помимо обрядового печенья колядовщикам принято подавать зерно, крупу, муку, масло, сметану, яйца, чай, сахар, деньги, колбасу, окорока, варёное мясо, ветчину, пироги с мясом, свиные ноги, калачи, блины, сдобные «кокурки» - булочки.

Колядки:

Коляда, Коляда!
Пришла Коляда!
Подайте коровку –
Масляну головку:
На окне стоит,
На меня глядит!
Подайте блинка – 
Будет печь гладка!
Коляда, Коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко!
Коляда-моляда,
Не хошь ли пирога?
Не ломай, не ломай,
Весь подавай!
Коляда, Коляда,
Подай нам пирога!
Не дашь нам пирога,
Мы быка за рога,
Мы телицу-годовицу,
Мы корову-яловицу,
Овцу-ягоницу,
Кошку-лакомицу!
Новый год пришёл,
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!

Здесь «коровка» - обрядовое печенье в виде коровки. «На окне стоит – на меня глядит» - обрядовое печенье было принято выставлять на Коляду на подоконнике, чтобы оно видно было прохожим и колядовщикам.

Блин к блину, всё краше, лучше, 
Печь замучилась рука, 
И под вечер вышла куча - 
Ну почти до потолка. 

Удивлённо к нам в оконце 
Смотрит Месяц-господин: 
«Что за свет? Откуда солнце»? 
Это светит русский блин!

Отражены коляды и в поговорках: «На коляды ночью трещит, а днём плющит»; «Пришли колядки — блины да оладки»; «Колядки — хозяйские порядки».

Полесские колядки (1972) СССР, Беларусьфильм
Жанр: Документальный, музыка
Выпущено: СССР, Беларусьфильм, ПО "ЛЕТАПIС"
Режиссер: Нина Савва
Сценарий: Зинаида Можейко, Владимир Короткевич
В ролях: Жители полесских деревень

О фильме: Коляда - этот давний обычай пришёл к нам из тех далёких времён, когда наши предки-славяне праздновали поворот солнца к лету, а зимы – на мороз. Как раз в первой половине января. В наши дни Коляда живет в народе как весёлый зимний карнавал и соревнование, где каждый может показать свою сноровку, своё мастерство в слове, играх и песнях.

 

 

 

Источник: кРАмола

 

Прочитано 1984 раз