кнопка поиска

Яндекс.МетрикаКрамола - крамольные взгляды на историю, мироздание, науку. Народное интернет радио Славянский МИР

2-е издание книги Буквица живого Великорусского...
Издательство «Родович» запускает в печать 2-е издание книги Буквица живого Великорусского образного языка. Можно с уверенностью утверждать, что русский язык к настоящему времени пришёл в упадок и... Читать далее
2-е издание художественных альбомов Всеволода...
По многочисленным просьбам наших читателей и поклонников творчества русского художника-славяниста Всеволода Борисовича Иванова. Издательство «Родович» запускает в печать 2-е издание художественных... Читать далее
РОК ВОЗОМНИВШИХ СЕБЯ БОГАМИ
Совсем недавно мы все были свидетелями раскрытия некой тайной силы, которая в обычное время обывателю не видна, скрытая за пеленой повседневных событий. Но события в Kрыму заставили эту силу... Читать далее
Буквица
Это методическое пособие было разработано на основе разъяснений, данных Главой Церкви Староверов о. Александром в ходе преподавания в Духовном Асгардском Училище. Данное пособие является приложением... Читать далее
Быстьтворь
В данной книге автор рассматривает проблемы отечественного и мирового прошлого с позиций наших Предков. Прошлое народов, населяющих Землю, неоднократно становилось предметом споров и разногласий. В... Читать далее
prev
next
Материалы отфильтрованы по дате: Май 2015
Суббота, 16 Май 2015 17:44

Крылатые полубоги

Птица — один из самых популярных персонажей мифологии и символики практически всех мировых культур. Изображениями птиц украшают гербы и флаги, их возводят в ранг божеств и считают обладателями мистической силы, с их образами связаны тысячи народных сказок и преданий. Не удивительно: крылатые создания, способные преодолевать силу тяжести, всегда воспринимались человеком как посланники высшей, небесной силы. Ведь если птицы парят высоко над землей, значит, могут общаться с Божественным духом.

Крылатые полубоги.

Целый пласт религиозных представлений древних связан с мифическими птицами. Интересно, что образы, функции и даже названия этих птиц практически совпадают у многих, совершенно не близких друг другу ни по происхождению, ни по языку, народов.

Алконост.

Алконост - печальная птица, скорбящая и оплакивающая мертвых. Согласно представлениям древних славян, живет она где-то далеко за морями - то ли в волшебной стране Ирий (то есть, Рай), то ли на острове Буяне. Алконост обладает сказочной, неземной красотой и больше напоминает девушку, нежели птицу. И поет она так, что от сладости слушатель забывает все на свете.

Сирин.

Сирин - темное альтер-эго Алконоста. Она так же красива и так же сладко поет, вот только люди, которые слышат ее пение, теряют разум и превращаются в животных. Сирин - древнегреческая Сирена, даже имена у этих полубожеств совпадают.

Гамаюн.

Гамаюн тоже поет, как всякая птица. Но пение ее не опасно и не вводит в соблазн: Гамаюн - пророчица, и в своих песнях открывает людям будущее. Гамаюн - ровесница подлунного мира, знающая обо всем, что творится на земле. К ней можно прийти за мудрым советом и получить его, если достоин.

Аналоги славянского Гамаюна встречаются и в мифологии тюркских народов (например, в азербайджанской, где такая птица носит имя «Хумаюн»: так, кстати, называется один из самых известных восточных музыкальных ладов).

Стратим.

Стратим - это «птица птиц», праматерь всех крылатых. Ей приписывались одновременно и охранительные, и разрушительные функции. Стратим держит весь мир под своим крылом. Взмахнет им - и случатся страшные штормы, разверзнутся недра, загрохочет невиданный гром.

Финист.

Единственный из всех мифических птиц представитель мужского пола - Финист. Это загадочное существо, вероятно, ведет свое происхождение от птицы Феникса, умирающей и возрождающейся из пепла. Финист - это оборотень, прилетающий на свидания с любимой в образе сокола и обращающийся затем прекрасным витязем. Это защитник, воин, победитель зла и одновременно - загадочный представитель потустороннего мира, исчезающий неизвестно куда и оттуда же появляющийся только по собственной воле.

Жар-птица.

Жар-птица появилась в народных сказках несколько позже, чем все ее «сестры». Поэтому ее образ воплощает в себе их собирательные черты. Это самая красивая, самая таинственная и неуловимая из всех мифических птиц. Живет она, как Алконост, в Ирии - в золотой клетке, откуда вылетает только по ночам. Волшебное пение Жар-птицы способно вернуть больным здоровье, несчастным - везение, тоскующим - любовь. Словом, это Птица Счастья, за которой охотятся смелые герои, но они неизменно терпят поражение - в лучшем случае им удается добыть горящее во тьме перо Жар-птицы, а сама она неизменно ускользает. Что, в общем-то, закономерно: абсолютное счастье и покой немыслимы на земле. Это возможно лишь в Ирии, куда всякий раз возвращаются посланники высшего мира. А нам остается лишь любоваться свободным и смелым полетом тех, кого боги наградили крыльями.

Опубликовано в Сказы и придания славян

Наряду с вполне безобидными традиционными игрищами издавна на Руси существовала не очень безобидная народная потеха – кулачный бой. В кулачки играли, дабы отточить воинские навыки, доказать правоту (в поединках «сам на сам») и просто потехи ради.

С раннего возраста дети обучались ратным навыкам в играх: «Царь горы», «Куча мала», «На ледяной горке», «Казаки-разбойники», «Взятие крепости» и т. д. А повзрослев, становились участниками настоящих кулачных боев.

Виды, правила и техника кулачного боя.

Кулачный бой один на один

Выделяют три вида кулачного боя на Руси:

  1. «Стенка на стенку». Самый распространенный вид кулачного поединка делился на три этапа: первыми бились мальчишки, затем – женатые юноши, а под конец ставили стенку взрослые. Выигрывала сторона, сумевшая обратить оппонентов в бегство или заставить их отступать, заняв территорию, на которой шел бой (поле). Хватать за одежду, бить лежачего или присевшего и с кровотечением не разрешалось, а за несоблюдение правил строго наказывали. Каждая «стенка» выбирала вожака-атамана, который выбирал тактику и подбадривал на протяжении схватки. Строй противника разрывали бойцы «надежды». Против них применяли особую тактику: стенка раскрывалась, впуская «надежду» внутрь, где их ждали мастера боя «один на один», и сразу же закрывалась.
  2. «Сам на сам». Вид боя «один на один» был самым почитаемым и просуществовал до конца правления Ивана Грозного. Проводился по договоренности или стихийно. Так же назывался «поле»: в бою один на один ответчик в судебном деле мог доказать свою правоту.
  3. «Сцеплялка-свалка» (сцепной бой). Этот самый древний вид кулачного боя на самом деле был отдельным единоборством – аналогом панкратиона. Бойцы дрались без соблюдения строя, каждый против всех (сам за себя).

Кулачный бой - Васнецов

Использовали только ударную технику кулаками: головки основных фаланг, пястых костей и основание кулака у мизинца. Разрешалось бить только выше пояса. Попасть обычно старались в голову, «под микитки» (под ребра) и «в душу» (солнечное сплетение).

Следует отметить, что не всем правителям и главам церквей были по душе народные «мордобои». Так, в XIII в. митрополит Кирилл на соборе во Владимире постановил за участие в кулачных боях отлучать от церкви, а убитых не отпевать. Царь Михаил Федорович кулачные бои не запрещал, но пойманных участников строго наказывал батогом, плетью и рублем. Запрет на кулачные бои был введен только в 1832 г. Николаем Первым.

Любили позабавиться и знатные люди. Например, князь Орлов слыл отменным бойцом и нередко приглашал сильнейших кулачников померяться силушкой. Благо, Екатерина II бои на кулаках не запрещала…

Опубликовано в Музей наследия предков

Как праздновали новолетие (по-новому - новый год) наши предки Славяне?

313 раз на Руси отпраздновали приход Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января, если верить официальной истории. Срок солидный для того, чтобы сложить какие–то традиции. И ничтожный по сравнению со славянскими традициями летоисчисления. до Петровского праздника Нового Года, первый раз введенного в 1700 году, славяне встречали природные праздники «совсем не так и не тогда». Я не говорю и о том, что Великие праздники Перехода из одного состояния в другое, праздновались нашими предками и до Создания Мира 7521 год назад...

Праздновать-то хочется, но, как?
Предположим, что Вы почувствовали, что душа просит праздника, смеха и огней в эти самые темные времена года. И в этой тяге заложена генетическая память наших предков – ведь на время Зимнего Солнцеворота приходится один из четырех природных праздников – встреча Коляды!
Разберемся не спеша! Присядьте к огоньку, послушайте мои северные сказки…

Когда вообще стоит праздновать?
Праздники, связанные с движением солнца – наиболее важные. Это поворот солнца и земли, да и всей природы, на новый этап жизни. 22 марта, 22 июня, 22 сентября, 22 декабря – вот даты, в которых действительно заложен смысл, глубина, познание.

Близится день зимнего солнцестояния, Карачун! Вот и случится очередное чудо. День «на воробьиный скок» начнёт прибывать, а зимнее солнце разгораться. Праздник Коляды.
Точный день праздника славяне сверяли и с Лунным календарем, более тонко реагируя на происходящее в природе.

solnce slavyan

Что празднуем?
Для славян каждая смена года была важна и несла за собой жизненный смысл. Встречали весну – Масленицей–Комоедицей, лето – праздником Купалы, осень – праздником Таусеня–Овсеня.
В декабре же - встречаем зиму и Солнце, вновь рожденное! Новое, сильное, молодое!

Почему Коляда?
И почему же праздновали Коляду именно в это время? 22 декабря - Солнце переходит из одного состояния в другое, и, как считали славяне, создаются условия для появления в нашем мире «навиев», обитателей другого мира. До Водокреста (19 января) их присутствие и влияние все усиливается. Последняя неделя перед Водокрестом даже называлась «страшные вечера».

В этот период людей может захватить потусторонний мир, в котором действуют другие законы, время течет по-другому. Известны ведь истории о том, как люди попадали к злым существам и могли не заметить, как проходили дни, месяцы, годы. У многих народов бытовали такие поверья. В одной из самых старых русских былин, Садко попадает к морскому царю и теряет чувство времени, пока в человеческом мире происходят страшные события.

И для того, чтобы люди держались за Явь, им дано было ощущение времени. Люди получили способ оглядываться назад, всматриваться вперед, в будущее, и отслеживать этот поток времени, ощущать и ценить каждое мгновение, проведенное в этой жизни.

Вот и славят Коляду, давшего людям такую важную защиту, светлым праздником, суть которого – радость земного существования, веселье этого мира, по времени и по законам которого мы ведем свое земное существование.

Праздновали так.

ryagenue

Ряженые, толпой, вваливались в избы, в окне которых горели свечи – особый знак. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Участники веселья рассказывают истории, сказки, кто – то начинает гадать, кто – то просить угощенья.

Исследователи замечали, что пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на обычных праздниках. Парни и девушки изображали «странные движения», «прыжки и гарцевание», «удивительные и преотчетливые движения ногами», «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т. п.

Святочные развлечения были насыщены сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом.

Вот почему и сейчас Дед Мороз на новогодних утренниках всегда просит детей спеть, сплясать, стишок рассказать.

На Русском Севере всегда ценили этот праздник, зажигающий людей светом в темные и холодные декабрьские дни и ночи.

Три совета, как почувствовать настоящий праздник:

karavai

Первое: дарите круглые калачи.
На зеленые и красные святки (Комоедицу и Овсень) пекли блины - символ единения земли и солнца. На желтые святки (Купала) выпекались "жаворонки" - булочки из каральки связанной в узел и уложенной как "Сидящий жаворонок".

А на белые святки - на Коляду пекли именно круглые калачи. Русские ели преимущественно ржаной хлеб, иногда примешивали муку ячную. Пшеничная мука употреблялась на калачи, которые были лакомством в праздник.
Известна пословица: «Калачем не заманишь». Лучшие калачи пеклись в виде колец, другой сорт – круглыми булками. Именно калачи и были прекрасным подарком на этот праздник, украшением стола.

Второе: сделайте натуральные личины и сходите на прогулку.
Славяне переодевались в разных животных и т.д. Надо надеть на себя страшную до смешного личину. Не рассчитывайте, что «и так сойдет». Самым правильным будет сделать костюм из натуральных материалов. Маску делайте грубой работы из кусков меха, мочалки, дерюги, бересты, из любого подручного материала. В итоге – зверь какой-нибудь, или чудище отправится гулять по улице. Не пугайте прохожих, не для них эти «страшилки», а для тех существ, которым не место в этом мире. Веселитесь так же светло и радостно, как делали это наши предки. Пусть праздник этой жизни, праздник молодого солнца разгонит темные силы, которых немало накопилось за это время.

novogodniy stol

Третье: помните о наследии предков.
Коляда – это старинный праздник, природный праздник, завещанный нам предками.

И сегодня, когда русский народ хочет знать свои корни, мы вспоминаем эти традиции, эти истории, эти северные сказки древней нашей земли!

Издательство «Северная Сказка» от души желает Вам: - Встречайте правильный праздник правильно! Читайте наши книги, близкие к мироощущению древних славян.

Автор: Ирина Иванова

Опубликовано в Музей наследия предков

История этой интересной и популярной игры насчитывает многие столетия, о чем свидетельствуют как письменные свидетельства, так и археологические раскопки. На территории древнего Новгорода, скажем, были обнаружены мячи и деревянные биты. А при Петре I лапта уже пользовалась огромной популярностью.

Многие русские писатели упоминали эту игру в своих творениях, среди которых особо запоминающиеся строки находим у Куприна, называвшего лапту не только игрой, но и способом сплочения людей, выработки важных для крепкого товарищества качеств – верности, внимательности и веры в единство. Недаром в гражданскую войну солдаты с азартом играли в эту игру, как говорили, для поддержания боевого духа.

Как только не именовали игру в лапту! Самые распространенные названия – битка, хлопка, а еще шибка, игра в шары, да всех и не перечесть. Интересно, что похожие игры есть и у других европейских народов – поляков, румынов, финнов, что лишний раз свидетельствует о древности происхождения этой народной забавы. Как и все остальное, относящееся к фольклору и народной традиции, игра в лапту не имеет автора. А потому, как истинно народное произведение, лапта постоянно совершенствовалась, из века в век обрастая новыми правилами и деталями.

Именно отсутствие четких правил собственно и мешало до определенного времени широкому распространению игры в современном мире. Впервые попытки упорядочить правила игры в лапту были предприняты еще в 1926 году, но первое официальное соревнование было организовано только в 1957 году. На следующий год, благодаря усилиям энтузиастов, был проведен первый чемпионат, а еще через год лапта была включена в Спартакиаду народов РСФСР. Но этим дело и закончилось, развитие русской лапты в нашей стране приостановилось почти на четверть века. И вот в 1987 году игру вновь приравняли к остальным видам спорта, вернув былую популярность.

Чем же так привлекает эта незатейливая народная игра? Безусловно, во-первых, нужно отметить ее простоту, не требующую ни дорогих принадлежностей, ни специально оборудованных площадок. Другим немаловажным фактором считается высокая соревновательная борьба, характерная игре, ведь здесь главную роль играет не число голов или заброшенных в корзину мячей, а результативность проведенных перебежек, приносящих очки командам. И, соответственно, благодаря этим особенностям, вся игра происходит преимущественно в нападении, держа и зрителей и игроков в постоянном напряжении. Но, думается, что главная причина популярности игры в лапту кроется гораздо глубже — в нашей крови, в генетической памяти народа, веками развивавшего эту спортивную традицию, впитанную многими поколениями наших дедов и прадедов.

Опубликовано в Музей наследия предков
Суббота, 16 Май 2015 17:26

Озорной дух леса

Загадочный обитатель лесов, Леший, весьма известный персонаж славянской мифологии. Несмотря на то, что его облик схож с человеческим, к миру людей отношение он имеет весьма косвенное. Сказывают, что у Лешего синяя кровь, а глаза горят зеленым огнем, бровей и ресниц у него нет, как и правого уха, лапти он носит наоборот – правый на левой ноге, левый – на правой, и волосы зачесывает налево.

Но истинный облик хозяина лесов увидеть не так то просто, чаще он оборачивается то пнем, то кустом, то птицей или зверем: один встречал его в облике медвежьем, другой же заприметил в траве-мураве. Причем, когда Леший идет по лесу, то ростом он бывает с самое высокое дерево, а как выйдет на опушку так становится не выше былиночки. Он редко покидает свои владения, его не встретишь ни в лугах, ни тем более в деревнях, особенно, если заведут крестьяне во дворе черного петуха или трехцветную кошку.

В лесу, однако, Леший почитается полноправным хозяином – и птицы, и зверье ему беспрекословно подчиняются. Он никогда не стремится целенаправленно навредить человеку, а делает это, скорее, из озорства. Бывает заведет грибника или любителя лесных ягод в густую чащу, топкое болото иль просто напустит густого тумана, и человек долгие часы будет кружить по одному и тому же месту. У Лешего громкий голос, как будто трещат деревья в сильную бурю, и он частенько поет, прихлопывая в ладоши, да еще хохочет, свистит, а порой и плачет, совсем как человек. Но с первыми петухами он замолкает и берется за свое лишь с приходом темноты. Внимая советам отцов и дедов, заблудившийся в лесу, с помощью знакомых с детства приемов, может запросто отчураться от проказ Лешего. Нужно лишь снять с себя одежду и одеть ее наизнанку, а обувь да рукавицы поменять с правой на левую. Хорошо, если знает человек любимую поговорку лесного царя — «Шел, нашел, потерял».

Хотя вот, не всегда на Лешего можно найти управу, а один заповедный день в году на Ерофея, когда Лешие беснуются, и вовсе он так мог распоясаться, что крестьяне, зная об этом, в лес предпочитали в эту дату не ходить. Были и особые дни, когда с Лешим можно было заключить договор, к чему стремились деревенские пастухи, стараясь умилостивить Лешего, дабы лесное зверье не губило попусту стада. Сказаниям о Лешем, поверьям и обычаям, с ним связанных, насчитывается не одно тысячелетие. И всегда дух леса, в представлении народа являл собой символ и орудие справедливости, ибо наказывал он только грешных и подлых людей, а доброму человеку Лешего можно было и не бояться.

Опубликовано в Сказы и придания славян
Суббота, 16 Май 2015 17:24

Как на Руси строили дом?

В традициях русской культуры дома строили преимущественно из дерева, камень и прочие материалы стали использоваться только после ХVII века. Дерево же испокон веков считалось основным строительным материалом.

Первостепенную роль в строительстве деревянных домов имела порода древесины, которая во многом влияла и на внешние формы жилищ. Избы старались строить из сосны или лиственницы, тщательно просмоленных на корню, а более легкая по весу ель использовалась для оборудования крыши. В районах, где такие деревья были редкостью, на стены шел прочный дубовый ствол или береза.

Леса заготавливались заранее, скажем, сосну готовили к строительству лет пять: сначала снимали тонкие полоски коры – ласы, обязательно оставляя нетронутые участки для движения по стволу соков, а по прошествии пяти лет, когда сосна основательно пускала смолу на открытые участки, дерево рубили. Рубить такое дерево полагалось глубокой осенью, когда природа засыпает и жизнь леса словно замирает. В таком случае древесина будет служить дольше и не прогниет. Иные правила существовали для лиственных лесов, которые, наоборот, заготавливали по весне, в период активного движения соков. Естественно, что главным подручным древнего зодчего являлся топор. Гвоздей при строительстве изб не использовали, так как, всем известно, что вкруг гвоздя зачастую начинает развиваться гниль.

В основе деревянного строения в русской традиции был сруб – бревна, стянутые между собой в квадрат. Первый ряд бревен устанавливался, говоря современным языком, на фундамент из крепких камней, в старину именовавшийся ряж, что давало и дополнительное тепло, и предотвращало гниение. Срубы отличались друг от друга разным способом связывания бревен. В хозяйственные постройки бревна укладывали не вплотную и частенько ничем их не скрепляли. Скрепление «в лапу» подразумевает, что тщательно вытесанные концы бревен не выходят наружу стены, а при скреплении «в обло» концы бревен, наоборот, выступают из стены. Последний способ считался наиболее надежным и сохраняющим тепло. Ряды уложенных бревен, которые называли венцами, связывали внутренними шипами. Между бревнами стелили мох, и, в качестве финального штриха, конопатили паклей щели.

Деревянная архитектура стала истинным воплощением мастерства русских зодчих, соединившим в себе и пользу, и красоту. Характерно, что базовая стилистика деревянных строений передалась впоследствии и каменным сооружениям, так что русская архитектура сохранила свою самобытность и дух.

Опубликовано в Музей наследия предков

Старейшее письменное свидетельство о русском сарафане датируется 1376 годом, и, что самое интересное, под упомянутым названием документ описывает предмет, как ни странно, мужского гардероба. Сарафаном называлась длинная распашная мужская рубаха и вплоть до XVII века и летописи, и официальные документы, и народные песни того периода используют это слово только в данном ракурсе.

Лишь в более поздних источниках сарафан, наконец, становится частью женского костюма, являющей собой горничную, другими словами, одеваемую в горнице, одежду, как с рукавами, так и без них. Вероятнее всего, подобный элемент гардероба существовал и ранее, но имел иное название, а с XVII столетия стал уже называться сарафаном.

В представлении же наших современниц, сарафан — это, скорее, собирательный образ народной женской одежды на лямках. Будучи родом из центральных частей России, сарафан следом за переселенцами отправляется и в Сибирь, и на Кавказ, все более укрепляясь в своих позициях. Наиболее древним вариантом русского сарафана считается глухой прямой и косоклинный сарафан. Первые образцы даже больше напоминают длинные рубахи, сшитые изо льна или шерсти традиционных цветов – белого, красного или черного. Гораздо шире известен круглый сарафан, обретший популярность к началу прошлого века. На его пошив шли яркие покупные ткани, а простоту кроя разнообразили всевозможными ленточками, кружевами и бахромой. И самым юным среди сарфанов называют сарафан на лифе.

На украшение сарафана хозяева не скупились, да и сами полотнища, скажем, косоклинного сарафана подчас по нижнему краю достигали восьми метров. Спереди же полотнища застегивались на ажурные пуговички с петельками из шелкового шнурка, а иногда сарафан оторачивали мехом. Конечно, такая одежда была чуть ли не семейной реликвией и передавалась из поколения в поколение. Позже сарафаны сохранили свою популярность в среде мещан, купцов и состоятельных ремесленников да крестьян. Хотя, и дворянка порой могла явиться на бал в сарафане, пусть и несколько стилизованном под европейское платье. По традиции, сарафан одевался на две рубахи и нижние юбки, что создавало особую пышность форм. Поверх одевали душегрейку или шугай, а на голову надевались расшитые кокошники, кички или венцы в зависимости от статуса женщины. И завершали образ русской красавицы тонкие шали и богатые украшения.

Суббота, 16 Май 2015 17:17

Как Пётр I на Руси моду менял

Традиционный русский костюм являлся основным элементом гардероба наших прадедов, независимо от их положения в обществе, вплоть до XVIII века. Насильственное внедрение иноземной моды произошло благодаря стараниям известного своей реформаторской деятельностью Петра I. То, что на первый взгляд, может показаться лишь прихотью царственной особы, на самом деле имело глубокую политическую направленность. Российский император задался целью изменить закостенелые традиции боярской знати, отправляя боярских отпрысков на учебу и работу.

Величественный вид боярского костюма с длинными и тяжелыми полами вызывал неизмененное уважение в народе, но в использовании был неудобен и не подходил для исполнения государственной службы. Однако, приверженность боярства и купечества  древней традиции не позволило петровской реформе пройти гладко. Нередко доходило до поистине «драконовских» мер – длиннополые кафтаны, согласно высочайшему распоряжению, насильно срезались солдатами. Еще больший резонанс вызвало требование императора сбривать бороду и носить на голове завитой парик. Старейшины наотрез отказывались следовать указаниям молодого монарха и предпочитали откупиться, внося в казну налог за ношение бороды.

Но больше всего досталось прекрасной половине  — привыкших к скромным, полностью закрытым нарядам русским женщинам надлежало оголить область декольте, обнажить всегда покрытую голову и завить, доселе знавшие лишь косы, волосы в легкомысленные локоны.  Удивительно, но еще до конца петровского правления, эти модные веяния уже  успели укорениться среди значительной части дворянства, а именно, его молодого поколения. Хотя полностью от отцовской одежды не отказались и они, в особенности женщины – область декольте по возможности прикрывалась, а на голову старались одеть хотя бы кружевной чепчик.

Верность традициям дольше всех хранили в купеческой и мещанской среде, где костюмы хоть и приобрели европейские черты, но все же оставались преимущественно народными. Полностью же прижиться европейский костюм на нашей почве так и не смог, опылившись русской культурой и вобрав в себя традиционные черты. Наряды знати Российской империи отличала от западной моды простота ткани и отделки, причем законодателем подобного минимализма был сам Петр, и лишь иные щеголи рядились пышно и дорого, что все же было скорее исключением.

Духовная жизнь человека, как и жизнь его физического тела, подчинена определенным ритмам – период активности сменяется периодом покоя. Насколько необходим нашему телу отдых и сон, настолько же нашей душе нужно временами подниматься над суетой рабочих будней. Удивительно, но далеко не каждому такое под силу, хотя способ был создан еще тысячелетия назад и известен всем без исключения… Это — праздники!

Для большинства современного взрослого населения, праздник означает лишь возможность не ходить на работу, подольше поспать с утра и обильное застолье. Однако, согласно народным традициям, смена будничных дней и праздников являлась обязательным пунктом для благоприятного течения жизни, нарушение ритма могло повлечь за собой негативные последствия, вплоть до полного разрушения мирового устоя. А потому для здорового человека отказ от праздника приравнивался к греховному деянию и повсеместно осуждался.

В дореволюционной России было до 150 праздничных дней в году, отмечать которые собирались всей общиной – станицей, селом или улицей. Согласно словарю В.И. Даля, праздник толкуется как «не работный» день, посвященный событию церковному, общегосударственному либо местному. Кроме того, выделяются еще и «личные» праздники, относящиеся непосредственно к жизни самого человека: рождение, женитьба и прочие. Принципиальное отличие праздничного дня, по народным традициям, заключается в запрете на большинство видов работ, люди должны отвлечься от повседневности и устремить свой взор к небесам, предкам и Богам. Часто празднику предшествует целая система предваряющих очистительных мероприятий – пост, поход в баню, уборка в доме. Нужно уметь правильно входить в состояние праздника, ведь праздничный день — это словно мостик между мирами – материальным и духовным. Либо через молитву, либо через посещение святилищ, либо от общения со светлыми людьми сознание человека преображается, происходит своеобразная перезагрузка.

Сегодня, когда многие древние традиции утрачены, люди во многом действуют подсознательно, и, отправляясь на театрализованное представление или иллюминационное шоу, на уровне интуиции стремятся к некоему духовному преображению. Главное здесь, ощутить перемену в жизни, войти в состояние изменения сознания. Чтобы хоть на краткое мгновение сбросить с себя оковы бытия и вернуться к истокам.

Опубликовано в Музей наследия предков

 

Московский государственный машиностроительный университет «МАМИ»Международный благотворительный фонд «Феникс» и Национальный фонд древнерусскойведической культуры «Сварог», деятельность которого направлена на восстановление и популяризацию древних русских традиций, при поддержке МВД России и администрации города Подольск в рамках мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, проводят в период с 19 по 21 мая текущего года на территории объекта культурного наследия федерального значения усадьба «Ивановское»-Федерального музея профессионального образования в городе Подольске благотворительный Фестиваль славянской культуры для учащихся общеобразовательных и специализированных учреждений города Подольска. 

Программа Фестиваля включает в себя выставку картин известных художников, пишущих на былинно-мифологические темы древней Руси, а также мастер-классы по традиционным русским ремёслам, таким, как резьба по дереву, славянская художественная роспись, изготовление народной куклы из льна и лыка, роспись пряников, лепка глиняной скульптуры. Дети, которые смогут посетить Фестиваль абсолютно бесплатно, получат незабываемые положительные впечатления от выставки и увезут с собой традиционный русский сувенир, сделанный своими руками. 

Открытие Фестиваля состоится 19 мая в 13 часов в музее-усадьбе "Ивановское" (город Подольск, Парковая, д. 1).

На открытии планируется присутствие руководства министерств и ведомств Российской Федерации: заместителя главы МВД России Кирьянова Виктора Николаевича, заместителя главы  Миноборонауки России Каганова Вениамина Шаевича,

министра культуры Московской области Рожнова Олега Александровича, министра образования Московской области Захаровой Марины Борисовн, главы муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области» Пестова Николая Игоревича, ректора ФГБОУ "МАМИ" Николаенко Андрея Владимировича.

Программа открытия включает в себя торжественную линейку, на которой происходит посвящение детей в пионеры, выступление фольклорных коллективов, экскурсию по выставке художников-славянистов, участие в мастер-классах.

В рамках мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, для ветеранов пройдет концерт, организованный национальным Фондов древнерусской ведической культуры "Сварог".  В концерте примут участие фольклорный дуэт "Корабель" под руководством Глуховой В.В., ученицы лауреата международных конкурсов фольклорнорй песни Дмитрия Покровского,фольклорный коллектив Центра ремесел "Славич", фольклорный коллектив творческого объединения "Жар-птица".

В программе фестиваля — выставка картин художников-славянистов и мастер-классы по народным ремеслам. Вы сможете посетить выставку современных художников-славянистов: Андрея КлименкоБориса ОльшанскогоВсеволода ИвановаВиктора КорольковаАлександра УглановаАлександра Трубникова

Список выступающих вечера русской песни посвященного 70-летию победы в городе Подольске

Выступающие: Илья Владимирович Ахрамеев- исполнитель, инструменталист и эксперт в сфере русской народной традиции, женский фольклорный вокальный коллектив с аккомпаниатором (выпускники и студенты российской академии музыки им.Гнесиных), семейный дуэт Козловых (Центр ремесел «Славич») (руководитель – Валентина Васильевна Глухова, лауреат всероссийских конкурсов народной песни, участница ансамбля Д.Покровского) Жители, творческая молодежь города Подольска: Анастасия Лобанова, Евгения Хасанова, Артем Бутузов.

Ведущие: Столяров Алексей (лауреат конкурса чтецов г.Москва, худ. рук. коллектива Жар-птица г.Тверь)и Апполинария Ливанская.

Также мы приглашаем вас принять участие в наших мастер-классах – они особенно будут полезны для семейного посещения. Изготовление народной куклы, глиняной игрушки, роспись по дереву, плетение из бисера и бересты — у вас и ваших детей появится уникальный шанс не только прикоснуться к древним знаниям мастеров славянского рукоделияно и самим стать автором уникальной поделки и, в конце концов, весело и с пользой провести время.

Фестиваль будет проходить на территории живописной усадьбы-памятника архитектуры "Ивановское".  Гости фестиваля смогут ознакомиться с архитектурой усадьбы, посетить выставку Федерального музея профессионального образования и, конечно же, поучаствовать в мастер-классах по изготовлению народной игрушки из лыка и ткани, по плетению солнечных оберегов из нити, по мезенской северной росписи, посетить выставку из фондов "Музея славянской мифологии", организованная национальным Фондом древнерусской ведической культуры "Сварог", которая никого из посетителей не оставит равнодушным.

Вход на все мероприятия фестиваля абсолютно бесплатный и свободный! Время работы фестиваля — с 19 по 21 мая, с 12.00 до 16.00.

Адрес — г. Подольск, ул. Парковая, 1. Музей-усадьба "Ивановское".

Организаторы фестиваля:

Национальный Фонд древнерусской ведической культуры "Сварог";

Московский государственный машиностроительный университет «МАМИ»,

центр ремесел «Славич»;

продюсерский центр «Жар-птица»;

Международный благотворительный фонд социальной и правовой поддержки ветеранов правоохранительных органов МВД и ФСБ России "Феникс"

- при поддержке администрации города Подольска и министерства культуры Московской области;

- при поддержке МВД России.

Проведение подобных мероприятий в ежемесячном формате на различных площадках Москвы и Московской области стало уже доброй традицией Национального Фонда древнерусской ведической культуры "Сварог". За прошедшие несколько месяцев были проведены:

фестиваль «Сварожичи» в ТРЦ «Калужский»;

фестиваль «Сварожичи» в ТРЦ «Фестиваль»;

фестиваль «Осенины»;

презентация книги Юрия Медведева«Русские легенды и сказания».

 

Опубликовано в Мероприятия