кнопка поиска

Яндекс.МетрикаКрамола - крамольные взгляды на историю, мироздание, науку. Народное интернет радио Славянский МИР

2-е издание книги Буквица живого Великорусского...
Издательство «Родович» запускает в печать 2-е издание книги Буквица живого Великорусского образного языка. Можно с уверенностью утверждать, что русский язык к настоящему времени пришёл в упадок и... Читать далее
2-е издание художественных альбомов Всеволода...
По многочисленным просьбам наших читателей и поклонников творчества русского художника-славяниста Всеволода Борисовича Иванова. Издательство «Родович» запускает в печать 2-е издание художественных... Читать далее
РОК ВОЗОМНИВШИХ СЕБЯ БОГАМИ
Совсем недавно мы все были свидетелями раскрытия некой тайной силы, которая в обычное время обывателю не видна, скрытая за пеленой повседневных событий. Но события в Kрыму заставили эту силу... Читать далее
Буквица
Это методическое пособие было разработано на основе разъяснений, данных Главой Церкви Староверов о. Александром в ходе преподавания в Духовном Асгардском Училище. Данное пособие является приложением... Читать далее
Быстьтворь
В данной книге автор рассматривает проблемы отечественного и мирового прошлого с позиций наших Предков. Прошлое народов, населяющих Землю, неоднократно становилось предметом споров и разногласий. В... Читать далее
prev
next
Вторник, 11 Август 2015 14:56

Ведические символы, орнаменты

Оцените материал
(1 Голосовать)

Уже сегодня возобновился интерес не только теоретиков, но и практиков моды к связанным вручную орнаментов. Так, коллекция Жан-Поля Готье, показанная во время последней Недели Высокой моды, построена на свитерах грубой ирландской вязки. Такие ажурные свитера, имитирующие ручную вязку, - бесспорный хит сезона.

В течение последних трёх тысячелетий Европа дважды подчинялась обаянию кельтских орнаментов. Но время шло, искусство забывалось. Истинные традиции декора кельтов сохранил только народный костюм на маленьком архипелаге Аран у западной оконечности Ирландии. Ведь традиционная одежда жителя Арана - вязаный свитер, защищающий от холодного морского ветра и непогоды.

Если верить многочисленным сказаниям и легендам, эти свитера, помимо всего прочего, несут в своих узорах вплетённые в орнамент магические знаки пожеланий и защиты (подобно белорусским рушникам или орнаментам, тканным или вышиваемым на одежде древних белорусов) от злых сил.      

Так, ромбы с рельефной решёткой внутри - символы возделанного поля со зреющим на нём урожаем - воспринимаются как пожелание земного плодородия, достатка и богатства. Ту же роль выполняют драконы - существа, охранявшие клады. Со временем существа превратились в восьмёрки или S-образные узоры, так называемые "змейки". Трилистники, тройные веточки, просто листья означают пожелания долгих лет жизни, крепкого и физического здоровья. Разнообразные косички, плетёнки, жгуты, идущие по краям узоров, - знаки охраны и защиты от злых сил.

"Так что, если вы не просто в восторге от творчества Готье, но при этом ещё и стремитесь потворствовать всем капризам моды, выбирая актуальный ныне свитер, остаётся пожелать не забывать о скрытом смысле, который может быть заложен в вязаных узорах". В.Шпакова, "7 дней"
    


Обычные женщины-селянки символами могли отразить или высказать всё, что их волновало: любовь к семье и детям, к родине и её природе, к труду и творчеству. Сложные законы природы они раскрывали просто и понятно: ромбы с отростками - символ Земли и Солнца, вставленные один в один - начало весны, наступление тепла. Они создали собственную астрологию, свой гороскоп, которым пользовались для предсказания, или определения судьбы, будущего.

Среди многочисленных узоров народного творчества селян не встречается ни одного с отражением злых сил, нечистого, дьявола, чертей. Одна пожилая учительница из Новогрудка М. Кровец так говорила об этом: "Мы вышиваем Солнце, Коляды, Купалу потому, что они приносят счастье, добро, чтобы была любовь, милосердие. Всё, что плохо, что от зла, от ненависти, от нечистого и чертей, мы на рушники не пускаем. Мы вышиваем только доброе, хорошее и полезное для человека. А кто на иконах вместе со святыми изображают и чертей, и дьявола, так не все же попы и ксендзы - добрые люди. Есть среди них и плохие. Вот потому и рисуют они на иконах святых и чертей вместе. Честный же человек не будет поклоняться нечистой силе".
     
Хотелось бы отметить, что многие вещи, которые впоследствии, и не без участия в этом христианства, стали представляться плохими и недобрыми, наши предки воспринимали без того дурного значения. Такие, например, тонкоматериалные существа, как лешие, русалки, водяной считались естественной составной частью окружающей Матери-природы. И с ними всегда пытались подружиться, дабы обрести хорошие отношения и с элементами, ими охраняемыми. Считалось: не достигнет человек успеха в каком- либо деле, если Духи - Хранители данной местности не помогут ему.

Как можно воспринимать чертей? С приходом христианства, конечно, многие вещи, уж с плохим или хорошим значением, но также стали проникать в темы, отражаемые народным творчеством. Сейчас нам трудно подразделять и судить, находили ли образы недобрые отражение в изделиях народного творчества. Современный человек вообще, имеет другое мировоззрение и другой взгляд на вещи.

Считалось, однако, что с плохим и недобрым незачем обращаться к Богам. Только с добром, любовью и извечными проблемами. И люди в то время были добрыми, весёлыми, искренними и трудолюбивыми. Главным источником существования людей на земле были животноводство и земледелие. Потому символами богатства у многих народов обычно являются изображения домашних животных и сельскохозяйственных растений, преимущественно зерновых. Так, в древней Финикии, которая занимала территорию современного Ливана, богиня плодородия имела образ пышнотелой женщины с колосьями в руках и лошадьми рядом. Культ плодородия был характерен для древних Урарту, Вавилона, Ассирии, Египта и др.

Беларусь всегда была страной классического земледелия. Здесь издавна выращивали пшеницу, ячмень, овёс. Как писал известный просветитель Симеон Полоцкий, земледелие - самое необходимое ремесло, а хлеб - дороже золота и серебра. Недаром так много белорусских песен славят урожай, хлебороба, извечный крестьянский труд.

В традиционных верованиях, обычаях и обрядах белорусов существует несколько устойчивых атрибутов, символов, освящённых и древними ведическими верованиями.

Это символы, вобравшие в себя древнюю ведическую культуру наших предков, сохранившие её и теперь являющиеся для нас ключами к её раскрытию, теми корнями, что отражают душу крестьянина-белоруса, жившего много много лет назад на территории нашей родины, с его представлениями, идеалами, верованиями, надеждами, мечтами и мифологией.
   
Хлеб символизировал Жизнь и благосостояние. Сейчас наша жизнь очень политизирована. Мы уже по-своему, а не как люди прошлого, расставляем приоритеты и возносим зачастую совсем не главные вещи в нашей жизни. И, наверняка, современный человек не задумывается о важности зерна и хлеба.

В народном же понятии всегда живо уважение и почтение к зерну и хлебу. Зерно считалось священным. Говорили, что, кто любит зерно, тот будет богат и счастлив. Раньше перед строительством дома, например, место освящали зерном. В старые времена зерно называли благом и золотом.

Люди преклонного возраста, наверняка, ещё помнят такие отношения в семье, когда строго требовалось проявлять уважение к зерну и хлебу. Уронишь крошку хлеба под стол во время обеда и получишь ложкой по лбу. И здорово могло влететь, если не поднимешь зерно, упавшее на землю.

Все мы знаем, читали множество белорусских сказок, большая роль в которых отводится символизму хлеба как великой ценности крестьянской жизни.

Существует такая белорусская легенда о хлебе:
Жил когда-то в деревне старик, и было у него три сына. Позвал он их к себе и говорит: идите, сыновья мои, в люди, поучитесь там, как жить, что беречь и ценить. Просите теперь, что вам нужно в дорогу. Младший попросил золота, средний - серебра, старший - хлеба. А там как раз случился голод. Хотели сыновья купить хлеба за золото и серебро, а люди и говорят им: нет хлеба, ешьте сами своё золото. Поделился с ними старший своим хлебом. Вернулись они домой и говорят отцу: теперь мы знаем, что дороже всего - хлеб. Узор на мужской рубашке с мотивом хлеба.

Крестьянин возделывает ниву, сеет пшеницу. Затем, как поспеет, сожнёт, смолотит, смелет, замесит тесто, а затем и хлебушек получит. Для чего у нас построены тракторные заводы - чтобы хлеб добывать. А делает это крестьянин.

Можно было бы приводить много примеров почтительного отношения человека к хлебу. Потому, не удивительно, что символ хлеба является наиважнейшим и находит своё применение, и сохранился во многих направлениях, как народного творчества, так и народной магии в лоне ведической традиции.

Кутья - древняя пища народа; как живых, так и мёртвых. Кутья - это символ урожая и плодородия.

Яйцо представляет собой символ возрождения жизни, пробуждения природы от зимнего сна, наступления весны.

Куриное яйцо было одним из основных атрибутов празднования Великодня - праздника славян. У древних славян и многих других народов Европы оно символизировало будущую жизнь, возрождение природы после зимнего сна, потому и относилось к весенним праздникам. С ним связывали различные магические действия и обряды, направленные на улучшение урожая, здоровье домашней скотины, счастье в семье. А чтобы увеличить, усилить символическую роль куриных яиц, их красили, преимущественно в красный цвет, или расписывали разными узорами. 
  Символ Великодной крашенки (яйца)
Символ яйца похож на узор каравая. И возможно, что не случайно. Яйцо - символ весны, Великодня. Каравай - символ свадьбы. И первый, и второй символизируют собой зарождение новой жизни. Каравай - то же, что и хлеб, однако, кроме этого, он также представлял и плодовитость, продолжение рода, и потому был придуман и приготавливался к свадьбе.

Некоторые мастерицы одни и те же ромбовидные символы называют то колядками, то караваем. В жизни, однако же, между ними существует разница. Каравай - это ритуальный хлеб, который пекут специально к свадьбе с сохранением существующих обычаев, а колядками называют различные блюда, закуски на Коляды. Возможно, однако, что и то и то связывалось в народном понимании с благосостоянием, зажиточностью, потому и выражалось такими мотивами.

"Грамнiчная свечка" была проявлением таинственной и чудодейственной силы, возникающей от связи человека с ведическими богами. "Грамнiчная вада" - святая вода из родника или ведического капища. Обладала, как считалось, целительной и волшебной силой, излечивала от дурного глаза, порчи, избавляла от нечистого.

Родниковая вода, как и вода вообще пользовалась особым почтением у белорусов. В стародавние времена, когда наши предки ещё не умели копать колодцы, чистую воду они брали из криниц. Это место было священным. Наши предки - возле криниц сооружали свои капища. Следы их находят сегодня как раз у криниц - ещё живых, либо уже давно пересохших.

Родниковая вода считалась полезной, целебной, волшебной. В криницах такая вода, говорили в народе, что если человек напьётся - будет сильным и здоровым. В Октябрьском районе бытовала такая легенда: женщина, у которой долго не было детей, выкупалась в кринице и родила красавицу-девочку.

На этом же сюжете построены и многие известные сказки, не только белорусские, но и немецкие, русские и т.д. В устном народном творчестве криница - символ жизненной и физической силы и здоровья. В легендах и сказках криничная вода оживляет, излечивает богатырей, борцов за народное счастье, даёт им чудодейственные силы. Криница - это и своеобразный символ духовности, единения с родной землёй.

Жаль, что не чтим мы сегодня животворных криниц. Запустили, позасоряли, а то и совсем уничтожили практически всё, потому и нет больше чистоты в наших реках и озёрах. Кроме криниц наши предки почитали и вообще воду в широком смысле. С водой издавна связывались различные поверья и заговоры.

Прочитано 2142 раз