Резным делом на Руси называли резьбу по дереву. А зародился этот вид народного промысла в далёкие века. Изображение или рисунок называли ознаменкой. Рези расписывали красками, а позже даже покрывали сусальным золотом.
Определение и виды резьбы
Резным делом на Руси называли резьбу по дереву. А зародился этот вид народного промысла в далёкие века. Изображение или рисунок называли ознаменкой. Рези расписывали красками, а позже даже покрывали сусальным золотом.
Выделяют такие виды резьбы:
- глухая (резные изображения располагаются выше фона или вровень с ним);
- сквозная (сквозную резьбу с рельефным орнаментом ещё называют ажурной);
- скульптурная (изображения людей, птиц, зверей, растений);
- домовая (может включать в себя три предыдущих вида резьбы).
Особый интерес представляют примеры ажурной резьбы.
Дворец в Коломенском.
Неподражаемый пример домовой резьбы - Коломенский дворец под Москвой - шедевр русского деревянного зодчества конца XVII в. Современники называли его восьмым чудом света. Построен дворец был при царе Михаиле Фёдоровиче Романове и расширен при его сыне Алексее Михайловиче. Это был замкнутый ансамбль из непохожих друг на друга деревянных зданий, которые насчитывали 270 хором! В 1671 году Алексей Михайлович принимал в Коломенском дворце иностранных послов, и гости были поражены сказочной красотой помещений.
Позже дворец пришёл в запустение и был разобран по приказу Екатерины II. На фото ниже вы видите современную реконструкцию бывшего величественного дворца, законченную в 2010 году.
Резная деревянная посуда.
Резьба, конечно, применялась не только в строениях. Вырезали и раскрашивали предметы быта. Старинная деревянная посуда (ковши, братины, миски, кадки, ложки) поражает разнообразием форм, рисунков и орнаментов, близких русскому сердцу. Посуду на Руси раскрашивали издавна. Это подтверждают ложки с остатками краски, найденные на раскопках в Нижегородской области. Кстати, вкушать пищу из деревянной посуды и приятно, и полезно! Качественная вревесина намного гигиеничнее многих современных искусственных материалов. А некоторые породы дерева обладают целебными и бактерицидными свойствами.
Но не только дерево могло быть материалом для мастеров резного дела. К примеру, поморы - холмогорские мастера всегда успешно работали с костью. Вы только посмотрите на эту красоту!
Мастер по дереву - Александр Большаков приглашает на обучение. Вся дополнительная информация - тут.
Домовая резьба по дереву
В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Это нашло отражение в старинных песнях, былинах: » Во тёмном бору богатый дом стоит, весь убран, приукрашен», или «Крыльчушко красное, с точёными балясами, с переходами брусчатыми»! Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю.
Народные мастера, прекрасно понимая декоративную прелесть бревенчатой, рубленой стены, не стремились к излишеству орнаментации, не делали украшений там, где они не были оправданы конструкцией дома.
Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы. И если на севере России художественно-конструктивное решение деревянного убранства отличалось лаконизмом и суровостью, то в Поволжье полёт фантазии художников не сдерживался ничем. Здесь смело и раскованно использовали весь многовековой опыт народного художественного творчества, заимствования у оригинальной архитектуры. Русский Север и Поволжье — это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу — резьбе по дереву.
Истоки русского народного искусства уходят в далёкое прошлое, обнаруживая, явные языческие корни.
В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире.
Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего.
С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.
Резьба по дереву — одна из наиболее распространённых и доступных форм и видов народного орнамента.
Домовая резьба началась, вероятно, с заметки: зарубки топором или условного знака хозяина дома. Со временем эти знаки усложняются структурой своих рядов, фигур, мест, где они размещались на доме. Некоторые заметки-зарубки с самого начала были оберегами-символами надежды на благополучие и охрану домашнего очага от бед и невзгод.
Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое утилитарное значение и в то же время играли декоративную роль, выполняя обереговую функцию. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Наличники — это и украшение дома и его оберег.
Среди элементов народной культуры деревянные резные украшения отличаются огромным многообразием по технике исполнения, сюжетами и композиционным расположением на доме. Русская архитектурная резьба условно делится на: 1) скульптурную; 2) плоскую; 3) рельефную резьбу Поволжья; 4) пропильную. Несколько слов о каждом виде резьбы.
У деревянных строений короткий век. Не то что у кирпича или мрамора. Время обращает в прах деревянное зодчество, а вместе с ним громадный пласт художественной культуры народа.
Наверное, нельзя превратить всю страну в одни сплошные Кижи. Есть путь в бессмертие для деревянной резьбы: сохранить мастерство, опыт, приёмы резьбы. Научить молодых резать по дереву. В сёлах и городах. Ведь строят же из дерева, из брёвен дома. Это в традициях русских — строить из дерева, резать кружева по дереву, украшать свои дома резными наличниками, крылечками. Мы многое растеряли в лихолетье. Но время отделило главное, без чего жизнь не может быть счастливой, от второстепенного, чужеродного. Народное творчество — это истинная ценность. Резьба по дереву — его неотъемлемая часть. Русские не должны забыть как резать по дереву. Создавать красоту своими руками — в крови нашего народа-умельца.