В лесах Сенненского района, Витебской области Белой Руси, находится капище и каменный идол, возможно, сооруженный в X веке. Капище — лесная поляна. В центре растет столетний дуб. С одной стороны от него лежит плоский камень с изображением солнца, а с другой находится невысокий каменный идол. При желании можно различить его голову, нос, глаза. Ветвистый дуб со всех сторон обвязан ткаными поясами, разноцветными ленточками, кусочками кольчуги. На плечах у идола расшитое белое полотенце, заколотое старинной фибулой. Рядом стоит тарелочка для подношений.
Капище — лесная поляна. В центре растет столетний дуб. С одной стороны от него лежит плоский камень с изображением солнца, а с другой находится невысокий каменный идол. При желании можно различить его голову, нос, глаза. Но знатоки утверждают, что это фаллический символ, символ плодородия. Не случайно к нему обращаются бездетные женщины — в надежде родить малыша.
Правда, в Сенно об этом таинственном месте знают единицы. Проводить меня к нему вызвался местный краевед, научный сотрудник районного историко–краеведческого музея Василий Бондаревич:
— Об этом капище еще в 1907 году упоминали археолог Кирилл Аникиевич и фольклорист Евдоким Романов. Но найти его не удавалось. Лишь в начале 90–х годов XX века на одном из деревенских кладбищ района каменного идола, засыпанного мусором, обнаружила экспедиция этнографов Академии наук. Ученые разузнали у старожилов, где находилась таинственная лесная поляна. Туда впоследствии перевезли древние камни. Там же соорудили жертвенник и установили деревянную фигуру двуликого бога Ярилы.
До Октябрьской революции эти земли принадлежали помещику Карлу Святскому. Лес, где находилось капище, окружали топкие болота и многочисленные пруды. И сегодня добраться туда непросто. От Сенно нужно проехать километров 25. С шоссе свернуть на некошеный луг. И еще километра три шагать по высокой траве и бурелому. Когда мы предприняли первую попытку добраться до капища, разразился страшный ливень. Высшие силы, похоже, не хотели, чтобы мы беспокоили лесного идола. Но через час дождь стих. И мы благополучно добрались до цели. Поляна встретила нас торжественной тишиной. Ветвистый дуб со всех сторон был обвязан ткаными поясами, разноцветными ленточками, кусочками кольчуги. Камень со знаком солнца мы очистили от листвы. На плечах у идола расшитое белое полотенце, заколотое старинной фибулой. Рядом, обратил мое внимание Бондаревич, стояла тарелочка для подношений:
— Весной на Юрьев день во время обряда идолу приносили, например, вареные яйца. После того как жрец, вооруженный посохом, сжигал жертву, юноши и девушки пели красивые юрьевские песни. Держась за руки, они опускались перед идолом на колени. Чтобы дети рождались здоровыми, а урожай был знатным, нужно было трижды обползти вокруг каменного изваяния. Женщины, просившие у идола ребенка, и вовсе садились на него.
После этих слов мне припомнилась сцена, увиденная на экскурсии по храму лежащего Будды в Таиланде. Там тоже есть памятник источнику плодородия. Когда экскурсовод сказала, что это фаллический символ, сулящий здоровое потомство, большая часть женской аудитории тут же выстроилась в очередь, чтобы с ним сфотографироваться. Может, и к сенненскому идолу очереди начнут выстраиваться, если позаботиться о туристической инфраструктуре?..
После того как ученые воссоздали языческое капище, они специально о нем не распространялись. Мотив простой: чтобы не похитили ценные артефакты. Лет 5 назад, когда полуразрушенную усадьбу Святских в деревне Пламя, которая неподалеку, выкупили латыши, ситуация, казалось, начала меняться. Инвесторы планировали создать в бывшем шляхетском имении XIX века культурно–деловой туристический центр. О древнем капище они знали и предполагали включить его в туристический маршрут. Однако в последние три года новых хозяев усадьбы Святских в Сенненском районе не видели. Работы по восстановлению там не ведутся. Официально от усадьбы прибалтийские бизнесмены не отказывались. Но если они и дальше будут бездействовать, не исключают в Сенненском райисполкоме, памятник архитектуры в госсобственность придется возвращать через суд.
Вот и получается, что, пока инфраструктура не налажена, уникальное древнее капище видят лишь немногочисленные местные жители, туристы и школьники, которых водит на экскурсии Бондаревич. Да еще столичные ученые и студенты, приезжающие в Сенненский район с экспедициями. А ведь тут запросто можно сделать туристическую изюминку с красивой легендой. За последние пять лет население Витебской области сократилось на 27 тысяч человек. Демографическая проблема характерна не только для этого региона. И умело поданная информация о славянском божестве, сулящем плодовитость, наверняка привлекала бы в Сенненский район туристов. Думаю, не только из Беларуси. Турагентства или частники, занимающиеся агроэкотуризмом, вполне могли бы взяться за организацию маршрута к идолу. Не берусь судить, как это сказалось бы на деторождении, но на денежных поступлениях в районную казну, уверен, самым благоприятным образом. Туристам и поесть надо, и сувениры на память приобрести, а при желании и на ночлег остановиться.
Похоже, есть о чем подумать.
Мнение Алексей Глушко, научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси: — Идол, найденный во время экспедиции, обладает сильнейшей энергетикой. Поэтому его место не в музее, а на лесном капище. К сожалению, на похожие объекты культуры состоятельные люди ведут настоящую охоту... Я как ученый против, чтобы капище получило широкую известность. Хотя, если обеспечить его сохранность, до конца его исследовать, оно будет интересно как туристам, так и тем, кто неравнодушен к истории родного края дохристианского периода.
Советская Белоруссия №208 (24589). Четверг, 30 октября 2014. Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК