Одна из величайших историко-географических загадок Сибири состоит в том, что правобережье Оби на старинных картах, созданных «до Ермака», поименовано Лукоморьем. Слово это, несомненно, русское и означает излучину морского берега. Поскольку море в здешних краях не просматривается, возникает вопрос, как это название попало на западносибирскою сушу. Ответ, видимо, в том, что его принесли русские люди, которые раньше жили на берегу моря, а потом по каким-то причинам переселились в Сибирь. Откуда же они пришли?
Мнения ученых по этому вопросу разошлись. Профессор ТГУ А.М. Малолетко, опираясь на труды проф. ТГУ Г.И. Пелих, утверждает, что русские пришли в Сибирь с берегов теплого южного моря. Сами себя они звали «самарами», потому что жили на реке Самаре. Самары относились к этнической общности, называемой «паджо». Причиной переселения послужили «страшенные войны», начавшиеся на старой родине за 10 поколений до Ермака. Если считать 25 лет на одно поколение, речь идет о Батыевом нашествии.
Лукоморьем самары назвали излучину Иртыша в приустьевой части, где они поселились после переселения.
Этнограф Г.И. Пелих выделила два слоя русских старожилов в Сибири. Один слой это те первопроходцы, что пришли с Ермаком и позже. Другой, более древний слой, это русские люди, жившие в Сибири задолго до Ермака. Первых селькупы называли «касак» и недолюбливали за высокомерие и притеснения. Вторых они же называли «паджо» и относились к ним с большим почтением, уважая их прежде всего за справедливость и равенство в отношениях.
Не оспаривая мнение Пелих и Малолетко, ваш покорный слуга высказал версию о том, что наряду с этой миграцией с запада могло иметь место более раннее переселение русских в Западную Сибирь с берегов Северного Ледовитого океана.
Начнем с того, что еще в 9-10 веках арабским ученым была известна третья (по арабскому счету) Русь. Они называли ее Артанией, а столицей называли город Арту, или Арсу. Арта на иранском означает «правда», откуда можно предполагать, что Артания и являлась легендарной страной Правды, где правде молились как божеству. Так вот, на карте Г. Сансона (1688 г.) город Арса показан чуть южнее Золотого озера, из которого вытекает река Обь. Следовательно, русское царство существовало в Сибири по крайней мере за полтысячелетия до переселения на Иртыш самарцев. Китайские авторы, по данным отечественного востоковеда Н.В. Кюнера, традиционно считают, что ближайшими соседями Китая еще до рождества Христова были именно предки русских людей. Китайцы подчеркивали их типично европеоидные черты и называли усунями, динлинами, чжурчженями. Бичурин указывает, что последних называли также «нюйчжи» и таким же словом «нуучи» называют русских современные якуты.
По-видимому, эту именно сибирскую Русь имел в виду знаменитый картограф 11-го века ал-Идриси, описывая ее под названием «Руссия-Тюрк». Кстати, на старинных картах территория возле Телецкого озера названа Самарией. Следует ли при этом удивляться, что на западе Алтая фигурируют исключительно русские топонимы?
Переселение наших далеких предков с берегов Ледовитого океана в Южную Сибирь происходило, по-видимому, с разделением народа. Одна часть (те, кто помоложе) пускалась в далекий и опасный путь, другая часть, представленная пожилыми людьми и стариками, оставалась на месте. И те, и другие называли свою страну Лукоморьем. Арктическое Лукоморье, называемое по-другому Беловодьем, является, по сути, общей для евразиатов прародиной, в которой тогдашние насельники жили по Правде. Воспоминания о Золотом веке в Прародине сохранились у древних шумерийцев, древних греков, индоариев, иранцев, германцев и славян.
Кстати, томский краевед Александр Локтюшин, считал возможным выводить слово лукоморье из санскрита как «локализацию умерших», «страну предков», «прародину», наконец. Отсюда, Томское Лукоморье - это вторичная прародина, где происходила локализация и накопление переселенцев из первичной прародины перед броском в степи.
Русские люди, оставшиеся в арктической прародине, неоднократно напоминали о себе. Так, в 583 году аварский хакан послал к русам за помощью в его войне с Византией. Старейшины в помощи отказали, мотивируя очень уж отдаленным своим проживанием. Отказ принесли хакану послы - трое молодых людей. Он, разобидевшись на русов, стал чинить препятствия послам в возвращении на родину, и тогда они убежали, но попали в плен к византийскому императору. Пленять их было несложно, так как они шли безоружными, несли одни лишь гусли. На вопрос императора, откуда они пришли, послы ответили, что их народ живет на берегу Западного океана, и что шли они на театр военных действий 15 месяцев (Феофилакт Симмоката) или 18 месяцев (Феофан сирийский).
Если мы развернем месяцы пути в расстояние, то получим около 7,5 тысяч «по кривой», а по прямой это будет пять тысяч километров. Окружность с таким радиусом пересечет берега океана в районе мыса Челюскина. Странное совпадение, но арабские географы акваторию Карского моря называли Западным океаном или славянским морем.
В 1043 году в походе на Византию новгородского князя Владимира принимали участие воины с островов Арктического океана, несомненно, потомки тех русов, что отказали аварскому хакану. Позже, вследствие ордынского порабощения, связь с «островными русами» была утеряна, чтобы спустя четыреста лет вновь быть восстановленной.
В письменном донесении папе Иннокентию 8 опального Филиппа Каллимаха из Польши содержалась суперсенсационная новость: около 1492 года русские открыли большой полярный остров, населенный славянами. Остров был больше Крита и получил название Филлоподия. Н. Витсен и Ф. Страленберг в своих трудах упоминали случаи прихода в Новую Мангазею русских людей с какого-то арктического острова, расположенного восточнее устья Енисея.
Возвращаясь к южносибирскому Лукоморью, следует особо подчеркнуть обилие здесь русских топонимов: река Кия, село Чумай на ней, с. Карачарово, с. Златогорка, хребет Бояры в Западном Саяне, Шуйская земля в правобережье Енисея на севере Минусинской котловины, р. Порос возле Томска. Если бы река Порос впадала не в Томь, а в Днепр где-нибудь возле Киева, историки однозначно заявили бы, что отсюда-де пошла русская земля. А у нас мало того, что Порос чуть ли не в Кию впадает, практически на этой речке до прихода казаков «жили совместно татары и русские».
Археологические подтверждения проживания русских людей в Томском Приобье «до Ермака» также имеются. В 1999 году томский археолог Л.М. Плетнева, раскапывая курганы на р. Тугояковке, отметила поразительную особенность. Собственно погребений не было ни в одном вскрытом кургане, все они представляли собой кенотафы. Под каждым курганом имелись прожженные прокалами и обработанные охрой площадки, но не было покойников. А ведь именно такой обряд погребения у славян описывали арабские авторы восьмого-десятого веков. Покойник сжигался на костре, пепел и зола собирались в кувшин и ставились под дерево, родственники умершего насыпали курган и на нем пировали, употребляя во внутрь 10-20 бочонков меду. Такое впечатление, что Людмила Михайловна в 1999 году раскапывала именно такие курганы.
В 1978 году она же раскапывала русское поселение возле Коларовского курганного могильника. Здесь обнаружена «каменная выкладка» и русская гончарная керамика. «Остатки подобных сооружений зафиксированы на протяжении 400-500 м в длину и на 300 м в ширину», то есть это довольно крупный объект. «Жители с. Коларово называют это место Сурово, однако о происхождении и истории данного памятника сведений нет». Отсутствие сведений о большой русской деревне в окрестностях Томска очень сильно удивляет, поскольку история всех притомских поселений восстанавливается до «заимки» и имени ее хозяина. Остается думать, что Сурово было русским доермаковым поселением.
А теперь скажите мне, разве приведенный материал не является изюминкой к томскому юбилею? Томск возвращает России ее собственную сибирскую историю, убедительно показывая, что не только могущество российское, но и сама история России прирастает Сибирью.
Бирская городская цивилизация
Что же представляла собою Сибирская Русь? Развитым или отсталым было это государство, в шалашах из прутьев, или в городах жили русские сибиряки? О каких городах, вы спросите, речь? Их упоминания встречаются в многочисленных арабских, персидских, китайских, германских, византийских и русских источниках. Описания как цветущих, так и разрушенных древнесибирских городов «до Ермака» можно найти у таких авторов, как Тахир Марвази, Салам ат-Тарджуман, Ибн Хордадбех, Чан Чунь, Марко Поло, Рашид-ад-Дин, Снорри Стурлуссон, Абул-Гази, Сигизмунд Герберштейн, Милеску Спафарий, Николай Витсен. Выдающимся источником в этом плане являются средневековые западноевропейские атласы и карты, изображающие в том числе территорию Сибири: карта Фра Мауро (1459), атлас Абрахама Ортелия (1570), карты Герарда Меркатора (1585, 1595), И. Гондиуса (1606), Дж. Кантелли (1683), Г. Сансона (1688) и многих других картографов.
До нас дошли следующие названия исчезнувших сибирских городов: Инанч (Инандж), Кары-Сайрам, Каракорум (Саркуни), Алафхин (Алакчин), Кемиджкет, Хакан Хирхир, Даранд Хирхир, Нашран Хирхир, Орду-балык, Камкамчут, Апручир, Чинхай, Кянь, Илай, Арса, Сахадруг, Ика, Кикас, Камбалык, Грустина, Серпонов, Коссин, Тером. На самом деле в источниках говорится о сотнях городов, в том числе расположенных на сибирском берегу Северного Ледовитого океана. Названия шести городов на правобережье Оби между устьями Тыма и Ваха я не смог разобрать на фрагменте карты Дж. Кантелли.
Размеры некоторых городов и их возраст потрясают воображение: от 5 до 30 км в поперечнике, от 22 до сотни км по периметру, в стенах от 12 до 40 ворот. Соответственно, население этих городов было многолюдным. В Камбалыке одних проституток насчитывалось 25 тысяч. Для сравнения, в четырехмиллионном Лондоне, согласно переписи 1878 года, честно трудились 24 тысячи представительниц древнейшей профессии. Что касается возраста Камбалыка, то в 1300 году в нем хранились диванные книги за пять тысяч лет, следовательно, в 3700 году до н.э. этот город был уже настолько крупным, что в нем существовали диваны - по современному говоря - министерства.
Города соединялись дорогами, оборудованными почтовыми станциями. Вдоль дорог через каждые два метра высаживались деревья. Через реки перебрасывались мосты. Реки соединялись судоходными каналами. Устья многих притоков перегораживались плотинами с образованием крупных искусственных акваторий. Эти акватории возле Грустины и Камбалыка прекрасно видны на средневековых картах. Суда через плотины перебрасывались при помощи лебедочных подъемников.
Локализация большинства упоминаемых городов весьма приблизительна и, следовательно, дискуссионна. Однако расположение некоторых установлено более точно.